Газета «Городской Курьер » #12(1173).

Строим грамотно и экономно

В рамках существующего законодательства есть решения многих вопросов, упрощающие процедуру строительства индивидуального жилья. Но, чтобы воспользоваться ими, о них нужно, как минимум знать. Об этих решениях рассказывает директор ООО «Новые Этажи» Юрий Борисович Брагин.

Ю.Б. — При строительстве индивидуального дома обычно возникают следующие сложности:
* необходим участок, выделенный именно для этих целей;
* при проектировании будущей постройки нужны результаты инженерных изысканий, получение технических условий для подключения к инженерным сетям, проведение необходимых экспертиз;
* получение разрешения на строительство;
* финансирование строительства;
* выполнение строительных работ;
* подключение коммуникаций;
* сдача объекта в эксплуатацию;
* оформление прав собственности на собственный дом.

Корр. — Какие документы необходимо оформить и какие процедуры пройти?

Ю.Б. — Для начала нужно получить участок земли под строительство. Насколько мне известно, муниципалитет не предполагает массово предоставлять земельные участки под строительство индивидуальных домов. Поэтому самый простой вариант – это покупка участка, находящегося в собственности у физического лица. Есть и еще вариант: саровская администрация практикует предоставление земли под комплексное строительство. То есть юридические лица участвуют в земельном конкурсе, а потом застраивают приобретенные участки одним большим домом.
Соответственно, отчего бы всем желающим построить собственный дом не объединить усилия для создания жилищного кооператива? Имея юридическую основу, выиграть конкурс на получение участка под застройку “своей улицы” личными домами будет гораздо легче.
В Дивеевском районе этот вопрос решили достаточно просто: земля под застройку была выделена министерству строительства. Цена участков в стоимость строительства не вошла. А уже через 10 лет участки передадут жителям в собственность. Такой подход выделения земли вполне применим для молодых специалистов ВНИИЭФ.

Корр. — Порой денег даже на начало строительства не хватает. К кому обращаться за помощью?

Ю.Б. — Большинство банков, работающих в Сарове, имеют свои кредитные программы. Наши специалисты очень подробно изучили все предложения и в каждом конкретном случае помогут с выбором банка, либо иной кредитной организации. Например, «Нижегородский ипотечный корпоративный альянс» («НИКА»). Подход к условиям кредитования здесь достаточно сильно отличается от стандартных банковских. И средства по таким программам выделяются не только молодым специалистам.

Корр. — С землей и средствами вопрос решили. Следующий шаг?

Ю.Б. — Чтобы правильно построить дом, оценить стоимость работ, конструкции, фасада и прочего, вообще-то нужен проект. А при строительстве дома подрядной организацией так и вовсе необходим.

Корр.Но насколько и для кого он необходим ?

Ю.Б. — В принципе, проект может быть и карандашным наброском на листе бумаги! Обратимся к Градостроительному кодексу (ГК). В п. 3 ст. 48 говорится: «Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 210-ФЗ)». Уже на этом этапе можно начать экономить собственные деньги.

Нет необходимости и в проведении государственной экспертизы самого проекта — пункт 16 той же ст.48 ГК гласит: » Не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные настоящим Кодексом. (часть шестнадцатая введена Федеральным законом от 18.12.2006 № 232-ФЗ)». Это значит, что требования различных согласований при индивидуальном строительстве незаконны.

Но в любом случае прежде чем приступить к строительству дома. стоит поломать голову, каким он должен быть. Все прекрасно понимают, что построить хороший дом — значить достичь определенного компромисса между желаниями и возможностями. Баланс достигается, в основном, на стадии проектирования, когда и определяется, что и как строить. Важно уже на этом этапе определиться с подрядной организацией, этот шаг в итоге и приведет к очередной экономии средств.

организацией, этот шаг в итоге и приведет к очередной экономии средств.

Корр. — А как экономить свои «кровные» на следующих этапах?

Ю.Б. — Существует вариант экономии при получении разрешения на строительство. По ГК, разрешение — это «документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана и земельного участка». В этом случае достаточно указать расположение дома на земельном участке — и начать строить. А использую закон о «дачной амнистии» дом потом можно еще и легко зарегистрировать: построенный на своей земле, он регистрируется в облегченном режиме. Кроме того, в Сарове существует практика, что садовые участки, оформленные в собственность, переводятся в участки под жилищное строительство.

Имея подрядчика, проект на строительство дома, нужно обратиться в соответствующие организации, чтобы получить технические условия (ТУ) подключения к сетям. То есть к водопроводу, канализации, электричеству и, по возможности, к газу. Что касается конкретных земельных участков внутри города, в основном, здесь есть все коммуникации. Вопрос лишь в том, во сколько обойдется подключение.

Кстати, будущий домовладелец вместо всего этого может заказать системы автономного жизнеобеспечения. Есть другая сторона вопроса. При запросе технических условий подключения к существующим сетям не следует поддаваться на настойчивые предложения «улучшений», приводящие к удорожанию проекта. Их непременно нужно проверять на соответствие закону. Например, о конкуренции. Еще от вас могут потребовать согласования проекта с Ротехнадзором — этого тоже не требуется при строительстве индивидуального жилья.

Корр. — А теперь вводим в эксплуатацию.

Ю.Б. — По окончании постройки дома и сдачи его строительной организацией заказчику по акту приемки-передачи нужно заказать в Нижтехинвентаризации технический паспорт на здание. Полученные документы: акт о вводе в эксплуатацию, на землю, техпаспорт на строение — представляете в Федеральную регистрационную службу и регистрируете дом в собственность с получением соответствующего свидетельства. И — долгой и счастливой жизни.

P.S. Специалисты ООО «Новые Этажи» выполнят все необходимые проектные работы, проведут консультации по организации строительства индивидуальных жилых домов, коттеджей, садовых домиков, торговых павильонов, надстроек, мансард и других общестроительных работ.

Тел. в Сарове 3-73-60.

пунктуация оставлена неизменной